Блог психолога

Консультация  на тему:

«Как преодолеть трудности в обучении «

Цель: интеграция усилий родителей и дефектологов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
  • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Вступительное слово:

Эпиграфом к нашей консультации я выбрала слова Легуве:

 «Воспитание — это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Вопрос к родителям:

— Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для — нас. А что хотят сами дети?

 Уважаемые родители! В процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вам и вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась оценки вашей роли и степени вашего участия в учебной деятельности детей. Причем, ваши анкеты мы попросили вас не сдавать нам, а принести сегодня на консультацию. Сейчас каждый из вас получит анкету своего ребенка и сможет определить для себя, насколько он осведомлен о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребенок, и какова степень вашего участия в учебной работе сына или дочери. Сравнение поможет вам выявить то, на что, возможно, вы не обращали внимание. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. Время на работу — всего 5 минут, но каждый из вас сможет взять анкеты домой и продолжить раздумья.

Замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует очень серьезно задуматься, если оно 5 или менее. Во втором случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и вам следует находить больше времени для его поддержки. А мы, дефектологи, желаем вам успеха в этом трудном деле и постараемся вооружить вас практическими советами.

— Какие же трудности встречаются у учащихся на протяжении учебного дня:

Трудности обучения  

  • ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее;
  • не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость;
  • испытывают затруднения при решении математических задач;
  • постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы, знаки ;
  • затрудняются прочитать текст;
  • очень подвижны, не могут усидеть на месте и т.п.

Эти трудности вытекают из причин, которые мешают вашим детям более успешно учиться

  • Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
  • Недостаточное умение читать и понимать текст.
  • Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
  • Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.
  • Неумение сравнивать, находить аналогии.
  • Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.
  • Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
  • Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
  • Низкая самооценка школьника.

Советы родителям: Как помочь ребенку учиться

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
  3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
  4. Покупайте и дарите книги, картины, развивающие компьютерные игры.
  5. Помогайте ребенку выполнить трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте ему давать возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки.
  7. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, делится впечатлениями о прожитом.
  8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. Создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
  9. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.